Юбилей Дирижера: 90 лет Элите Соколовской

Девяностолетней вехи на жизненном и творческом пути достигла Элита Альфредовна Соколовская, выдающийся дирижер, педагог, преподаватель. Вместе с колегами Института перевода Библии им. М.П. Кулакова я от всей души поздравляю Элиту Альфредовну с предстоящим юбилеем и посвящаю ей эту публикацию.

Элита Соколовская родилась в маленьком латвийском городке Цесис в семье священнослужителя Альфреда Меднис. Вера, Церковь, богослужение, неразрывно были связаны с музыкой, которая формировала не только эмоциональный, но и религиозно-эстетический мир девочки. С раннего детства Элита проявляла большой интерес к музыке и незаурядные музыкальные способности. У неё был замечательный голос, и уже в двенадцать лет она впервые выступила как солистка церковного хора.

В школьные годы во время оккупации Латвии нацистской Германией она была вынуждена брать частные уроки музыки у разных педагогов. Но после освобождения Риги от захватчиков всего за два года прошла семилетнюю программу музыкальной школы и выдержала экзамены. Затем блестяще поступила в музыкальное училище, но зачислена не была, поскольку являлась дочерью священнослужителя («врага народа»!), осужденного за веру на 10 лет по 58 статье, собственно, как и множество других священников того периода. Несмотря на эти страшные годы и переживания, Элита продолжила обучение, беря частные уроки, в том числе у знаменитого пианиста и композитора Арвида Яновича Жилинского. Нет никаких сомнений, знания этого великого педагога, его колоссальный опыт оказались чрезвычайно важными для становления молодого музыканта.

В 1950 г. Э. Соколовская поступила на годичные музыкальные курсы при Латвийской государственной консерватории, обучаясь на хорового дирижера-педагога. По окончании курсов Элита была приглашена на служение регента хора в 1-ю и 7-ю общины Церкви христиан-адвентистов седьмого дня, где трудилась с 1951 по 1965 гг. Сфера ее деятельности оказывается чрезвычайно важной, ответственность колоссальная: ей необходимо было придать измерению богослужения ощущение святости, присутствия Бога. Прозвучавшее в проповеди Слово Божие должно укорениться в сердце прихожанина, и вот этому явлению, точнее, событию должно способствовать музыкальное служение, хоровое пение в храме.

В 1965 году Элита Альфредовна получила приглашение от руководства адвентистской церкви продолжить служение регента в церквах Украины и России. Это новая веха в ее жизни и деятельности. Без раздумий семья Соколовских переезжают в город Кировоград. Работая регентом в Кировограде, а позже в Мукачеве (Закарпатская обл.), Элита Соколовская обучала дирижерству и подготавливала регентов для общин Украины и России.

Несколько лет спустя Элиту Альфредовну приглашают в Одессу руководить церковным хором, параллельно она создает областной сводный хор. Уже обладая опытом и знаниями, она успешно справляется с этим назаначением. Хор начинает жить, обновляться, радовать прихожан. Это обстоятельство побуждает двигаться дальше. Элита Альфредовна и, прежде всего, Ян Янович (ее муж) охвачены новым замыслом – обновить репертуар, дополнить, так сказать, нотную папку хормейстера новыми авторами и произведениями. Творческий союз Соколовских идет на беспрецедентный шаг: он смело включают в репертуар протестантского хора произведения церковной классики. Решающую роль тут сыграл, подчеркну еще раз, Ян Янович, неутомимый единомышленник и помощник, который занимается подбором хорового репертуара. Он понимает, что русская духовная музыка забыта и не востребована в протестантских церквах, осознает необходимость не только обновления хоровой жизни, но и расширения музыкально-художественного кругозора прихожан. Задача очень важная, требующая ответственного, тщательного подхода. Полагаясь на собственное чутье и художественный вкус, Ян Янович ищет новые произведения, отбирает лучшие духовные сочинения. Надо сказать, что постепенно репертуар принципиально усложняется, открываются новые грани церковно-певческого хорового искусства. Однажды, в 70-х годах ХХ века, посетив православный храм в Одессе, Ян Янович наткнулся в прихрамовой библиотеке на ноты замечательного украинского композитора церковной музыки Артемия Веделя и его полузабытого произведения «Пастырь мой». Это оказалось удивительной находкой, текст, однако, был на греческом языке, но этот факт его не смутил. Бросив беглый взгляд на ноты, он вдруг осозонал потенциал произведения, ощутил всем своим существом возможность многоголосной музыкальной обработки этого псалма. Вернувшись с этим сокровищем домой, он поделился идеей со своей соратницей, Элитой Альфредовной, и стал думать, какой библейский текст подойдет к этому произведению. Бог подсказал ему, что это может быть 22 псалом. Гениальная интуиция Яна Яновича не подвела его. Библейский шедевр псалмопевца Давида оказался удивительно органичныи и единственным в свое мроде текстом. Мне думается, будь жив сегодня А. Ведель, он обнял бы Яна Яновича и поблагодарил его за поиски и соотвествующий выбор. Здесь нужно сказать, что поскольку тексты русской духовной музыки были написаны по преимуществу на церковнославянском, для их понимания невоцерковленным слушателям требовался перевод. Таким переводчиком этих текстов на русский язык стал Ян Янович. Обладая поэтическим даром, он переводил не только с церковнославянского, но и с латышского, английского, немецкого, латыни.

Важно подчеркнуть, что это хоровое произведение обогатило репертуар хора Элиты Соколовской и со временем вызвало интерес у целого ряда современных неопротестантских хоров. Здесь нельзя не оговорится в скобках, что в исполнении именно этого псалма, его авторской трактовки, открылся, на мой взгляд, яркий талант дирижера, который не только прочувствовал, но и осмыслил поэтику этого уникального произведения, уделив особенное внимание динамическим оттенкам речитатива, столь характерного для литургического богослужения исторической Церкви, выразил законные темповые контрасты, без которых произведение не откроет своих глубин и масштабов, содержавшей в нем вести... По сути дела, Ян Янович создает для Элиты Альфредовны своеобразную золотую библиотеку хорового репертуара, включая в нее произведения классиков русского церковного пения: С.Рахманинова, П. Чайковского, П. Чеснокова, А. Гречанинова, Д. Бортнянского, А. Веделя, М. Березовского, А. Архангельского, С. Рахманинова и других, значимых отечественных композиторов. Это было, вне всякого сомнения, революционным шагом в протестантской музыкальной культуре Советского Союза, и многие дирижеры иных деноминаций последовали его примеру. Тем самым Соколовские целенаправленно приобщали неопротестантизм к общехристианской певческой культуре.

В 1981 году ректор Тульской полуподпольной семинарии Н.Н. Либенко пригласил Элиту Альфредовну в качестве регента в поместную церквь, ставя перед ней задачу открыть хоровой класс и разработать соответствующую дисциплину для всех учащихся: будущих теологов и музыкантов. Вскоре Э. Соколовская стала преподавать основы церковной музыки и технику хорового пения студентам семинарии, а также организовала курсы церковных дирижеров.

В 1982 году, при поддержке церковного руководства, Элита и Ян Соколовские организовали хор «Глория». В конце 80-х, точнее, в 1988 году коллектив был приглашен на открытие Заокской духовной семинарии. Торжественное открытие учебного заведения совпало с 1000-летним юбилеем христианства на Руси. На церемонии посвящения присутствовали руководители Всемирной церкви христиан-адвентистов, представители государственных и общественных организаций. Среди гостей был и известный детский писатель, председатель Российского детского фонда Альберт Лиханов, который предложил хору «Глория» давать благотворительные концерты в пользу Детского фонда. Это предложение открыло двери лучших концертных залов и сцен Советского Союза. «Глория» дала десятки концертов от Бреста до Петропавловска Камчатского. Фирма «Мелодия» записала виниловый диск церковных песнопений в исполнении хора. Запись состоялась в Смоленском кафедральном соборе по благословению Святейшего Патриарха Кирилла, тогда еще председателя Отдела Внешних церковных сношений Русской Церкви и настоятеля собора. Высокое мастерство исполнения и благотворительные цели позволили хору «Глория» петь на сценах Большого театра в Москве и Мариинского театра в Санкт-Петербурге (тогда Ленинграде), на сцене Кремлевского дворца съездов и во многих других памятных местах. В это время репертуар хора составляют произведения не только русских классиков, но и современных авторов, таких как Юст Лиепиньш, Модрис Закис, Карл Дженкинс, Джон Руттер и др., а также русские народные песни.

Хор «Глория» выступал и за пределами России: в Польше, Швеции, Нидерландах.

До 2004 года хор «Глория» дал более 100 концертов.

Наряду с концертной деятельностью Элита Альфредовна Соколовская преподавала на Музыкальном факультете Заокской Духовной семинарии.

В 2004 году Элита Альфредовна и Ян Янович вернулись на родину, в Латвию, где организовали хор «Laudа». За три года своего существования, этот коллектив дал более 20 концертов на сценах и в церквях Латвии.

В 2010 году, переехав в Крым, Элита и Ян Соколовские организовали Крымский сводный хор «Лаудамус», руководителем и дирижером которого является по сей день Элита Альфредовна Соколовская. Несмотря на свой весьма почтенный возраст, она продолжает концертировать с хором и воздавать славу Всевышнему в Севастополе, Ялте, Симферополе, Феодосии и других городах Крыма. Сегодня ей в этом помогает дочь Анна, музыкант-пианист и концертмейстер.

У хора Э. Соколовской был, как правило, богатый и разнообразный репертуар. Каждое произведение звучало как-то по-особенному проникновенно, осмысленно, проникая в душу слушателя. Элита Альфредовна уделял много времени художественному образу исполнительного произведения. Для нее было важно все: слово, музыкальная и поэтическая фраза, так сказать, форма произведения, которая сама по себе содержательна. Она обладала удивительным даром не только уяснить для себя, но и выделить во время исполнения кульминационные моменты произведения и отдельных его частей. Яркий, самобытный исполнительский стиль хора Соколовской был обусловлен не только и не столько певческой манерой участников или тембровым звучанием голосов, но и собственным духовно-эстетическим видением хормейстера, а также интутивным тяготением к уже устоявшимся в мировой практике стилей. Отсюда вполне объяснимы точно выверенный хоровой строй, ансамблевое звучание и конечно же выработка собственного музыкального языка, своеобразной звуковой палитры, приемов исполнения.

На самом деле, личность дирижера не исчерпывается его мастерством и професссионализмом. Очевидно, что нужно говорить об Элите Альфредовне как о супруге, матери, чутком человеке. Она, без сомнений, человек удивительного обаяния. Аристократичная, благородная простота, жизнерадостность, элегантность – основные черты характера и поведения. Ею любуешься и восторгаешься в процессе работы. Как правило, репетиции хора продолжались не один час, ее неиссякаемый энтузиазм, заразительная энегргия подерживала и питала этот многочасовой, изнурительный труд. Для каждого он находила нужное слово (порой, и строгое, но сдержанное), педагогический кивок или улыбку, видя в хоре каждого человека в отдельности. Хористы отвечали ей взаимностью, любовью, и я был одним их них, ведь в годы студенчества я пел в хоре Тульской общины. Не сомневаюсь, что мноиге участники хора присоединятся к моим словам, будут едины со мной в признании любви к этому, не только чуткому, незаурядному, но и, не побоюсь этого слова, великому человеку и дирижеру.

Ляху Виктор, старший научный сотрудник Института перевода Библии им. М.П. Кулакова

[ 2020-07-01 21:00:35 ]

Tags: