Памятная страница


Кулаков Михаил Петрович


(29 марта 1927, Ленинград — 10 февраля 2010, Хайленд, США, шт. Калифорния)

Протестантский библеист, общественный и религиозный деятель, пастор и переводчик, соучредитель российского отделения Международной ассоциации религиозной свободы (1992), основатель Института перевода Библии в Заокском (его директор и главный редактор — 1993-2009), почетный член правления Российского библейского общества, глава Церкви христиан-адвентистов в СССР (1990-1992). Перевод Нового Завета на современный русский язык, опубликованный в 2000 году, стал значительным событием в христианском мире рубежа веков. Ученые филологи и богословы, представители разных церквей (прихожане православной и протестантской общин), высоко оценили этот труд М.П. Кулакова.

Оглавление.


  • Биография.

  • Деятельность по объединению и развитию церкви.

  • Основание учебного заведения и издательства.

  • Общественная деятельность.

  • Основание института перевода Библии.

  • Кончина и погребение.

  • Гражданская позиция.

  • Публикации.

  • Литература.

  • Ссылки в интернете.


  • Биография.


    Михаил Петрович Кулаков родился 29 марта 1927 г. в Ленинграде в семье священнослужителя одной из протестантских церквей христиан-адвентистов. Но уже в 1928 г. его отца, Петра Степановича Кулакова, направили для пасторского служения в Тулу. Жизнь семьи Кулаковых прочно оказалась связанной с этим городом. В 1934 г. Михаил пошел здесь в школу, однако проучился он в ней недолго. В годы господства безбожия и советского авторитаризма семья Кулаковых находилась под пристальным вниманием органов госбезопасности. В 1935 году за религиозную деятельность был арестован отец, суд приговорил его к тюремному заключению в лагеря Воркуты с последующей ссылкой в Сибирь. Вслед за отправленным в ссылку отцом семья Кулаковых переехала в селение Красный Ключ Красноярского края, где прожила до 1939 года. По окончании срока ссылки им пришлось переехать в Самару, затем в Майкоп и накануне Великой Отечественной войны в Иваново, где Михаил поступил в Ивановское художественное училище, которое успешно закончил в 1947 г. Там же в 1945 году Михаил Кулаков принял крещение и начал свое церковное служение в качестве священнослужителя. В 1947 году, после очередного ареста отца, осужденного на десять лет строгого режима, мать с сыновьями переезжают в Даугавпилс (Латвия). Здесь Михаил продолжает трудиться в церкви и одновременно преподает черчение и рисование в школах города. Мирное существование было недолгим: через девять месяцев, в марте 1948 г., вместе со старшим братом Стефаном М.П. Кулаков был арестован приехавшими из Иванова работниками КГБ. Отбыв под следствием шесть месяцев в Ивановской тюрьме, Михаил как руководитель не признаваемой властями общины адвентистов решением Особого совещания был приговорен к пяти годам исправительно-трудовых работ в лагерях особого режима.

    Годы заключения он провел в Мордовских и Казахстанских лагерях, где узникам поначалу отказывали в каких бы то ни было свиданиях с родными. М.П. Кулаков вспоминает эти годы как важный жизненный университет и благодарит Бога за то, что остался в живых (его старший брат, как и многие тысячи других людей, умер, не перенеся лагерной жизни). Те годы были скрашены для него возможностью делиться спасительной вестью Евангелия с людьми, обреченными в лагерях на уничтожение.

    В 1953 г. по истечении срока заключения М.П. Кулаков был сослан на вечное поселение в казахское селение Мырзыкуль (Кустанайская область). После вступления в брак в 1954 году он был освобожден из ссылки по амнистии.

    В 1955 г. молодая семья переехала в Алма-Ату. Здесь Кулаковы включились в активное церковное служение.


    Деятельность по объединению и развитию церкви.


    В 1958 г. М.П. Кулаков был рукоположен в сан проповедника и избран главой неофициально существовавшей организации церкви АСД в республиках Средней Азии, Казахстана и Закавказья. На этом посту он нес служение до 1975 г.

    В семидесятые годы ХХ века, несмотря на формальную либерализацию религиозной жизни, власти продолжали преследовать Церковь, и делалось это порой не менее цинично и упорно, чем в шестидесятые. М.П. Кулакову вместе с его семьей приходилось постоянно менять место жительства. В 1960 г. он переезжает из Алма-Аты в село Аккуль Джамбульской области, затем в 1962 г. в Коканд, и оттуда в 1966 – в г. Чимкент. Ему приходилось жить на полулегальном положении, подвергаться арестам и общественным судам.

    В конце 60-х гг. Генеральная конференция Церкви АСД (высший руководящий орган адвентистов, находящийся в США) безуспешно пыталась установить связь с адвентистами в Советском Союзе – деятельность Церкви жестко контролировалась тогда органами государственной власти, которые решительно не желали допустить установления духовных и административных контактов адвентистов, живущих в СССР, с их зарубежными единоверцами. На протяжении долгих десятилетий адвентисты Советского Союза не могли присутствовать на международных съездах своего всемирного братства. В 1970 г. была предпринята очередная попытка пригласить делегацию адвентистов из СССР на всемирный съезд в Детройте, однако ни М.П. Кулаков, получивший приглашение Генеральной конференции прибыть на съезд, ни другие священнослужители не были выпущены из страны.

    Между тем осенью 1970 г. М.П. Кулакову удалось выехать в США по частному приглашению своей тети Валентины Поповой (в девичестве Демидовой), проживавшей тогда в Калифорнии. Поездка в США совпала по времени с Годичным совещанием ГК, куда М.П. Кулаков и был приглашен. Для всемирной церкви это стало историческим событием, так как, начиная с 1909 г., ни один из руководителей Церкви адвентистов в нашей стране не бывал во всемирном центре. Президент Генеральной конференции Роберт Пирсон и другие руководители Церкви проявили огромный интерес к тому, что происходило с адвентистской Церковью в СССР. Зная о внутреннем разладе, господствовавшем в Церкви, об организационных трудностях, всемирное руководство просило и уполномочивало М.П. Кулакова взять на себя ответственность за примирение и объединение разрозненных групп адвентистского братства в Советском Союзе.

    В годы, последовавшие за посещением всемирного центра, движимый желанием видеть любимую Церковь объединенной и сильной, М.П. Кулаков вместе со своими соратниками в республиках Средней Азии и друзьями-коллегами в республиках Прибалтики, Белоруссии, Украины и Молдавии стремился содействовать консолидации единоверцев в одну дружную адвентистскую семью. Эта цель на протяжении многих лет оставалась труднодостижимой. Михаилу Петровичу пришлось посвятить делу примирения и обустройства Церкви более 20 лет жизни.

    В 1975 г. вместе с шестью другими руководителями церкви М.П. Кулаков смог принять участие в работе очередного съезда Генеральной конференции в Вене. Впервые после долгих десятилетий Адвентистская Церковь Советского Союза была представлена на всемирном съезде. М.П. Кулаков был введен в состав Исполнительного комитета Генеральной конференции и стал членом Академии адвентистских служителей.

    В том же 1975 г. руководители Церкви АСД в Москве, Туле, Нижнем Новгороде, Петербурге и других городах России предложили М.П. Кулакову переехать из Казахстана в центр Российской республики для создания единой церковной организации на территории РСФСР. В ответ на эту просьбу и по рекомендации президента Генеральной конференции Роберта Пирсона Михаил Петрович переехал в Россию и в конце 1975 г. поселился опять в Туле.

    В марте 1977 г. состоялся первый после 50-летней «паузы» официальный съезд адвентистов Российской республики. Целью его было объединить разрозненные группы адвентистов в одну церковную организацию. Прибывшие на съезд делегаты из многих общин республики избрали М.П. Кулакова главой адвентистской Церкви по областям и краям России. Однако власти не торопились дать разрешение на создание церковной организации, которая могла бы жить самостоятельно, по своему уставу.

    Действительное объединение Церкви христиан-адвентистов и установление в ней подлинно братских отношений было достигнуто к концу 1980 г., когда в страну приехал президент Генеральной конференции Нил Вильсон. От имени всемирного центра адвентистов он заявил, что Генеральная конференция признает официальное руководство церкви в стране, предложил объединиться вокруг него всем адвентистам СССР.

    В 1985 г. в Туле на полуофициальной встрече руководителей церкви АСД из всех республик был создан консультативный совет, объединивший всех адвентистов Советского Союза в одну организацию. М.П. Кулаков и Н.А. Жукалюк были избраны координаторами этой организации. Трудясь вместе с руководителями Церкви в разных республиках, они попытались и сумели организовать, насколько позволяли обстоятельства, принципиально приближенные к уставному Церковному Порядку, республиканские и местные объединения адвентистской Церкви по всей территории Советского Союза.


    Основание учебного заведения и издательства.


    Одновременно с этим Михаил Петрович вместе со своим сыном Михаилом Михайловичем принял активное участие в создании Учебного центра для подготовки служителей Церкви АСД. После долгих усилий и напряженного диалога с властью и чиновниками разных рангов им удалось это сделать: семья Кулаковых переезжает в 1988 году в поселок Заокский, где и создается первая протестантская семинария в стране. Несколько лет спустя, появляется и адвентистское издательство «Источник жизни».

    В 1990 г. на всемирном съезде в Индианаполисе (США) было создано Европейско-азиатское отделение всемирной церкви АСД на территории теперь уже бывшего Советского Союза. Михаил Петрович Кулаков стал его главой.


    Общественная деятельность.


    В семидесятые и восьмидесятые годы, находясь в центре религиозной жизни в СССР, М.П. Кулаков представлял Церковь АСД на встречах с общественностью внутри страны и на международных конференциях в защиту мира. Так, в 1977 г. он участвовал в работе проходившей в Москве Всемирной конференции «Религиозные деятели за прочный мир и справедливые взаимоотношения». В 1982 г. Михаила Петровича пригласили принять участие в проходившей в Москве Всемирной конференции «Религиозные деятели за спасение священного дара жизни от ядерной катастрофы». М. П. Кулакову приходилось неоднократно выезжать и на христианские мирные конференции, проходившие за рубежом. В 1978 году (22–27 июня) в составе делегации служителей ряда Церквей Советского Союза он выезжал в Прагу для участия в работе миротворческой конференции. В 1983 году (20–24 апреля) М. П. Кулаков принимал активное участие в работе такой же конференции в г. Упсала (Швеция). В середине 80-х гг. он дважды выезжал в Японию для участия в проводившихся японскими христианами миротворческих конференциях.

    Когда в США приобрела популярность идея «народной дипломатии» как действенного средства в снятии напряженности в мире и в связи с этим расширились возможности для встреч представителей общественности разных стран, Михаил Петрович как один из руководителей Адвентистской Церкви получил приглашение принять участие во Всемирной конференции по американско-советским отношениям, проходившей в Чатокуа (США) в 1987 году (21–26 августа).

    В октябре 1987 г. Михаил Петрович был введен в состав правления Советского Детского Фонда, где имел возможность сотрудничать с известным писателем, председателем названного фонда, Альбертом Лихановым в достижении тех высот и гуманных целей, которые поставил перед собой фонд.

    26 сентября 1990 г. Михаил Петрович был приглашен вместе с патриархом Алексием II на заседание Верховного Совета СССР, где изложил свой взгляд на проект нового закона о свободе вероисповедания. В конце 1990 г. в Кремле состоялась третья личная встреча М.П. Кулакова с М.С. Горбачевым, для которого была важна в то время и поддержка религиозных деятелей страны.

    Лично переживший преследования за религиозные убеждения и постоянно выступавший в защиту религиозной свободы, М.П. Кулаков принимал активное участие в работе международных конгрессов, посвященных защите религиозной свободы. В 1992 г. им инициировано создание Российского отделения Международной Ассоциации Религиозной Свободы. Став генеральным секретарем Российского отделения Ассоциации, М.П. Кулаков представлял ее в 1993–1995 гг. в Общественной Палате при Президенте РФ.


    Основание института перевода Библии.


    В 1992 г., полагая, что адвентистская церковная организация подготовила к этому времени опытных и ответственных руководителей, Михаил Петрович Кулаков поставил вопрос о своем уходе с поста главы Церкви с тем, чтобы полностью посвятить себя своей давнишней мечте – переводу Библии на современный русский язык. Заявление М.П. Кулакова нашло должное понимание среди священнослужителей, и он всецело переключился на работу по переводу Библии в созданном и возглавлявшемся им до последних дней жизни Институте Перевода Библии.

    Некоторое время он совмещал эту деятельность с ответственным служением генерального секретаря российского отделения МАРСа и чтением курса гомилетики в Заокской Духовной Академии.

    Затем ему пришлось отказаться от других дел и занятий, чтобы завершить перевод Нового Завета. В апреле 2000 году вышло в свет первое издание «Нового Завета в современном русском переводе». Весь тираж (12500 экз.) разошелся в течение года, и по многочисленным просьбам было предпринято повторное издание с учетом пожеланий и замечаний читателей.

    В 2000 году после съезда Церкви АСД в г. Торонто, где Михаил Петрович вручил Новый Завет главе Всемирной адвентистской Церкви, было принято решение продолжать работу над переводом Библии. По ряду обстоятельств М.П. Кулаков со своей супругой в декабре 2000 года переехал в США, и работа Института перевода Библии продолжилась в непростых условиях: связь с сотрудниками, оставшимися в России, поддерживалась по электронной почте. За несколько лет такой деятельности было подготовлено уже упоминавшееся повторное издание Нового Завета с книгой Псалтырь, а также новый перевод Пятикнижия Моисеева, книги пророка Даниила и Малых пророков. В августе 2001 года университет Андрюса присвоил Михаилу Петровичу Кулакову почетное звание доктора богословия за перевод Священного Писания.


    Кончина и погребение.


    После своего отъезда Михаил Петрович Кулаков трижды приезжал в Россию, летом 2006 г., в январе 2008 и в июле 2009 г. для творческих и деловых встреч со своими сотрудниками и собратьями. Осенью 2009 года у М.П. Кулакова была обнаружена опухоль мозга. Он проходил лечение в клинике при университете Лома-Линда.

    Михаил Петрович скончался в среду, 10 февраля 2010 г., у себя дома, в г. Хайленд, штат Калифорния, США, в окружении своих близких.

    Сообщение о кончине М.П. Кулакова на портале Благовест-Инфо

    В день его смерти в созданный им Институт перевода Библии в Заокском доставили свеженапечатанные экземпляры нового перевода Пятикнижия Моисеева, над которым он работал последние пять лет. Он замыслил этот переводческий проект как свободный от конфессиональных пристрастий и пригласил к работе над ним самый широкий круг специалистов из разных конфессий.

    Вместе с о. Александром Борисовым он участвовал в учреждении Российского Библейского общества. М.П. Кулаков обладал редчайшим дарованием объединять для благого дела самых разных людей и создавать атмосферу подлинной духовной и интеллектуальной свободы. Для него действительно не было «своих» и «чужих». Одной из его любимых библейских фраз была: «Где Дух Господень, там свобода».

    Михаил Петрович Кулаков захоронен на Гленвудском кладбище в Вашингтоне.

    Сайт Glenwood Cemetery


    Гражданская позиция.


    В одном из своих последних интервью он говорил: «У меня вызывает большую озабоченность сегодня недооценка важности свободы человеческой личности. Мы прошли эту тяжелую полосу, когда как асфальтным катком пытались раскатать и расплющить всякую индивидуальность и подавить свободу самовыражения. Забыть об этом невозможно, нельзя! Об этом должны помнить те, кто печется о благополучии своей родной страны, о своих детях, о своем потомстве. Каждый из нас должен думать о том, какие сегодня закладываются основания для того, чтобы наше российское общество могло жить полной жизнью, радостной, спокойной, без тревоги, что тебя подавят или сотрут в порошок и не позволят выражать себя свободно. А это так важно. Это то, что может сохранить нас как народ и как страну от тех ужасов, которые были пережиты нами в ХХ веке».


    Публикации.


  • Кулаков М. П. Церковь и меч государства
  • Kulakov M., Schurch M. Though the Heavens Fall. Review & Herald Publishing. 2008. — 192 p. — ISBN 9780828023665
  • When the KGB Came Calling Liberty. 1994. № 1 pp. 14-20(pdf)


  • Литература.


  • Журнал Адвентистский вестник, посвященный памяти М.П. Кулакова (pdf)
  • Волкославский Р.Н. Памяти М.П. Кулакова // Адвентистский вестник : журнал. — 2010. — № 2. — С. 13.
  • Зуев Ю.П. Человек конструктивного диалога // Адвентистский вестник : журнал. — 2010. — № 2. — С. 9.
  • Коновальчик П.Б. «Человек, располагающий глубиной мысли» // Адвентистский вестник : журнал. — 2010. — № 2. — С. 9.
  • Красиков А. Человек надежды // Адвентистский вестник : журнал. — 2010. — № 2. — С. 10.
  • Кулаков М.М. Чудный свет отцовской любви // Адвентистский вестник : журнал. — 2010. — № 2. — С. 16.
  • Кулаков М.П. «Я хочу, чтобы ты был со мной» // Адвентистский вестник : журнал. — 2010. — № 2. — С. 14-15.
  • Харчев К.М. Выстоять до конца // Адвентистский вестник : журнал. — 2010. — № 2. — С. 8.
  • Штеле А.Ф. Памяти М.П. Кулакова // Адвентистский вестник : журнал. — 2010. — № 2. — С. 13.

  • Григоренко А.Ю. Эсхатология, милленаризм, адвентизм: история и современность. Философско-религиоведческие очерки (научное издание). — СПб.: Европейский дом, 2004. — 392 с. — 3 000 экз. — ISBN 5-8015-0174-6
  • Жукалюк Н.А. Преображенные Христом. — Заокский: «Источник жизни», 2006. — 224 с. — 999 экз. — ISBN 5-86847-618-2
  • Зайцев Е.В. История Церкви христиан АСД в России. — Заокский: «Источник жизни», 2008. — 544 с. — 4 000 экз. — ISBN 5-86847-618-2
  • Основы социального учения Церкви Христиан Адвентистов Седьмого Дня в России. — Москва, 2003. — 224 с. — 5 000 экз. — ISBN 5-86847-515-1
  • Парасей А.Ф, Жукалюк Н.А. «Бедная, бросаемая бурею…» - Исторические очерки к 110-летнему юбилею Церкви адвентистов седьмого дня в Украине. — Джерело життя, 1997. — 340 с. — 7 000 экз.
  • Почти дома / сост. Жукалюк Н.А.. — Заокский: «Источник жизни», 2002. — 608 с. — 5 000 экз. — ISBN 5-86847-451-1
  • Суворова О.А. Мы только стоим на берегу.../ Ольга Суворова, - М.: Эксмо, 2012. - 304 с, - (Книги жизни). 4000 экз. — ISBN 5-699-56364-7
  • Теппоне В.В. Из истории церкви адвентистов седьмого дня в России. — Калининград, 1993. — 324 с. — 5 000 экз.
  • Христианские чтения. Ежегодник церкви АСД. — Москва, 1989. — 180 с. — 20 000 экз.
  • Юнак Д. История Церкви христиан АСД в России. — Заокский: «Источник жизни», 2002. — Т. 1. — 448 с. — 10 000 экз. — ISBN 5-86847-469-4 (т. 1)
  • Юнак Д. История Церкви христиан АСД в России. — Заокский: «Источник жизни», 2002. — Т. 2. — 352 с. — 10 000 экз. — ISBN 5-86847-470-8 (т. 2)
  • Юнак Д.О. «И помни весь путь…». — К. – М., 2000. — 311 с.

  • Ссылки в интернете.


  • Правление Российского Библейского Общества
  • Для него не было "своих" и "чужих". НГ-Религии.
  • Портал Сredo.ru
  • Портал Благовест-инфо
  • Памяти М.П. Кулакова